09.02.2019
Муниципальное
бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский
сад № 75» комбинированного вида
(МБДОУ «ДС
№75»)
ПРИНЯТО |
УТВЕРЖДАЮ |
|
Педагогическим советом |
Заведующая МБДОУ «ДС №75» |
|
МБДОУ «ДС №75» |
__________________ |
Ахмедова М.А. |
(протокол от 31.08.2018 № 1) |
Приказ № 383 от 31 августа 2018 г. |
ПОЛОЖЕНИЕ
об организации
инклюзивного образования детей
с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ)
в МБДОУ «ДС №75»
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет порядок организации инклюзивного
образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в Муниципальном
бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №75»
комбинированного вида (далее – дети с ОВЗ).
1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральными законами
от 03.05.2012г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов», от
29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 30.08.2013 N 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам -
образовательным программам дошкольного образования" (Зарегистрировано в
Минюсте России 26.09.2013 N 30038), приказом
Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2015 г. N 1309 "Об
утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и
предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом
необходимой помощи", Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями»,
1.3. Под «инклюзивным образованием» понимается обеспечение равного доступа к образованию для
всех воспитанников с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и
индивидуальных возможностей.
1.4. Цель организации инклюзивного
образования лиц с ограниченными возможностями здоровья - создание условий для обеспечения доступности, качества
образования и полноценной социализации всех обучающихся, в том числе с
ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
1.5. Основные понятия, используемые в настоящем Положении, применяются в том
же значении, что и ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Задачи организации
инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении
«Детский сад №75» комбинированного вида (далее - ДОУ)
2.1. Организует проведение мероприятий по формированию благоприятного
психологического климата для детей с ОВЗ в ДОУ.
2.2. Выявляет потребность в прохождении курсовой подготовки и курсов
повышения квалификации педагогов, работающих с детьми с ОВЗ в рамках
инклюзивного образования, в соответствии с которой формирует заявку.
2.3. Обеспечивает выполнение мероприятий по созданию равного доступа детей
с ОВЗ к обучению путем создания специальных условий:
• внедрение адаптированных
основных образовательных программ и методов развития и обучения
(образовательную программу, адаптированную для обучения лиц с ограниченными
возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития,
индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию
нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц);
• обеспечение учебниками,
учебными пособиями, дидактическими и наглядными материалами,
• реализация
индивидуальных, технических средств развития и обучения и доступность среды
обучения,
• психолого-педагогические,
медицинские, социальные и иные услуги, необходимые детям с ограниченными
возможностями здоровья для получения образования в соответствии с их
способностями и психофизическими возможностями в целях развития, социальной
адаптации и интеграции (реинтеграции) указанных детей в обществе, в том числе
приобретения ими навыков самообслуживания, подготовки к трудовой,
профессиональной деятельности и самостоятельной жизни, «доступной»
инфраструктуры.
3. Принципы организации
инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья
3.1.Основными принципами организации инклюзивного образования детей с
ограниченными возможностями здоровья являются:
-
признание ценности человека, независимо от его возможностей и достижений;
-
максимально возможное обеспечение социальной компетентности, независимости
и самостоятельности в жизни человека с ОВЗ и инвалидностью средствами
образования;
-
индивидуализация целей, задач, содержания и условий обучения и социализации
обучающихся с ОВЗ и инвалидностью;
-
социальная ответственность семьи (воспитание, обучение и развитие ребенка,
создание условий для развития его природных способностей, участие в
реабилитационном процессе).
-
добровольность участия детей с
ОВЗ с согласия родителей (законных представителей);
-
обеспечение условий детям с ОВЗ для получения ими дошкольного образования,
коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных
педагогических подходов;
-
создание адаптированной среды, позволяющей обеспечить полноценное
включение детей с ОВЗ в образовательный
процесс, их личностную самореализацию;
-
создание материально-технических условий для беспрепятственного доступа
детей с ОВЗ к получению ими дошкольного образования;
-
готовность педагогических кадров к работе с детьми с ОВЗ в рамках
инклюзивного образования.
3.2 Инклюзивное обучение, если это не препятствует успешному освоению
образовательных программ всеми воспитанниками, организуется:
• Посредством совместного
обучения детей с ОВЗ и детей, не имеющих таких ограничений, в одной группе;
• Посредством
функционирования группы для детей с ОВЗ в ДОУ.
4. Организация
инклюзивного образования
4.1. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной основной образовательной
программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной
программой реабилитации инвалида.
4.2. В ходе инклюзивного образования детям с ограниченными возможностями
здоровья предоставляются специальные условия обучения в соответствии с
потребностями и возможностями ребенка и заключением и
рекомендациями ТПМПК.
4.3. Специфика образовательного процесса в системе инклюзивного образования
детей с ограниченными возможностями здоровья состоит в организации
индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий.
4.4. МБДОУ «ДС №75» самостоятельно выбирает формы, средства и методы
инклюзивного обучения и воспитания в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
и Уставом ДОУ. При определении реабилитационной составляющей инклюзивного
образования организация ориентируется на рекомендации ТПМПК и содержание
индивидуальной программы реабилитации. При инклюзивном образовании допускается
сочетание различных форм получения образования.
4.5. Воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья предоставляется двухразовое бесплатное питание.
5. Участники
инклюзивного образования
5.1. Участниками инклюзивного
образования являются воспитанники с ограниченными возможностями здоровья и
дети, не имеющих таких ограничений, медицинские, педагогические работники ДОУ,
родители (законные представители).
5.2. При переводе обучающихся на инклюзивное образование необходимо
ознакомить родителей (законных представителей) с документами, регламентирующими
образовательный процесс (учебным планом, расписанием, программой).
5.3. Перевод детей на
обучение по адаптированным программам осуществляется на основании
заключения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии и заявления родителей (законных
представителей) обучающихся (приложение № 1).
5.4. На основании данного заявления
оформляется дополнительное соглашение к договору об образовании, заключенному
между ДОУ и родителями обучающегося с ограниченными возможностями здоровья
(приложение № 2).
5.5. Права и обязанности детей, имеющих ограниченные возможности здоровья,
их родителей определяются Уставом организации и иными предусмотренными Уставом
актами.
5.6. Образовательный процесс в
режиме инклюзивного образования
осуществляется педагогами группы, где зачислен ребенок и специалистами.
5.7. Специалистам, работающим с детьми с ограниченными возможностями
здоровья, предоставляются компенсационные выплаты и другие льготы, предусмотренные
Территориальным отраслевым соглашением.
5.8. Воспитатели ДОУ несут ответственность за своевременное выявление детей, нуждающихся
в обучении по
адаптированным основным образовательным
программам, их обследование
на ПМПк ДОУ; создают условия
для выполнения режимных моментов в группах с инклюзивным образованием с учётом
возрастных особенностей и состояния здоровья воспитанников.
5.9. Заместитель заведующей организует работу педагогов по обучению и
воспитанию этой категории воспитанников;
отвечает за оснащение
инклюзивного образовательного процесса учебно-наглядными пособиями и
дидактическим материалом; оказывают методическую помощь педагогам в повышении
их профессиональной квалификации и овладении ими основами коррекционной
педагогики и психологии; участвует в
работе психолого-медико-педагогического консилиума.
5.10. Педагогические работники, обучающие детей с ОВЗ,
несут ответственность за реализацию
адаптированной основной образовательной программы.
5.11. Заведующий организует и обеспечивает условия для организации
инклюзивного образования детей с
ограниченными возможностями здоровья, обеспечивает создание им необходимых
санитарно-гигиенических условий для осуществления режима дня; заключает договор
с базовым учреждением, выполняющим роль ресурсного центра на оказание
методической помощи и сопровождение в рамках инклюзивного образования,
осуществляет сетевое
взаимодействие по вопросам
качественного инклюзивного
образования.
Приложение № 1
Заведующей |
МБДОУ «ДС
№75» |
|||||||
|
Ахмедовой
М.А. |
|||||||
от |
|
|||||||
|
(Ф. И. О. родителя/законного представителя) |
|||||||
|
, |
|||||||
паспорт |
|
выдан |
||||||
|
(серия, номер) |
|
||||||
|
||||||||
(дата выдачи и орган, выдавший документ) |
||||||||
|
||||||||
|
, |
|||||||
проживающего(ей)
по адресу |
|
|||||||
|
||||||||
|
, |
|||||||
контактный
телефон |
|
|
||||||
СОГЛАСИЕ
на обучение
по адаптированной основной образовательной программе
Я, ,
даю согласие на обучение
(Ф. И. О. родителя (законного
представителя))
,
(Ф. И. О.
ребенка)
«___»_____________20___года
рождения, проживающего
по адресу:_______________________
_________________________________________________________________________________,
(адрес места жительства ребенка)
по адаптированной основной образовательной программе
дошкольного образования.
«__»
____________20_____ |
__________________ |
__________________________ |
(Подпись) (Ф. И. О. родителя/законного представителя)
Приложение №
2
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ
СОГЛАШЕНИЕ
К ДОГОВОРУ от «______»_____________201___г.
между Муниципальным бюджетным
дошкольным образовательным учреждением «Детский сад №75» комбинированного вида и
родителями (законными представителями) воспитанника с ОВЗ.
Муниципальное
бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №75»
комбинированного вида, именуемое в дальнейшем МБДОУ «ДС №75» в лице заведующей Ахмедовой
Муслимат Абдуллаевны, действующего на основании Устава с одной стороны, и
родителей (законных представителей) воспитанника
_________________________________________________________________________________
с другой стороны заключили настоящее
соглашение о следующем:
1. Предмет соглашения
1.1. Взаимоотношения между МБДОУ «ДС
№75» и родителями (законными
представителями) включающие в себя взаимные права, обязанности и
ответственность сторон возникающих в процессе воспитания, развития, ухода и
оздоровления обучающегося с ОВЗ
во время пребывания в МБДОУ «ДС №75».
1.2.Оказание квалифицированной помощи
родителям (законным представителям) в воспитании и обучении обучающегося с ОВЗ, коррекции
имеющихся отклонений в развитии.
2. Права и обязанности сторон
2.1. МБДОУ «ДС №75» обязуется:
2.1.1.Провести психолого-педагогическую
диагностику воспитанника с ОВЗ
(Ф.И.О., возраст)________________________________________________________________
проживающего
по адресу: __________________________________________________________
2.1.2. По результатам
психолого-педагогической диагностики МБДОУ «ДС №75» выдает родителям (законным
представителям) заключение и рекомендации.
2.2. Родители (законные представители)
обязуются:
2.2.1. Представить необходимые документы
по требованию специалистов МБДОУ «ДС №75».
2.2.2. Выполнять рекомендации
специалистов МБДОУ «ДС №75» в целях устранения отклонений в развитии воспитанника
с ОВЗ.
3. Дополнительное соглашение составлено
в 2-х экземплярах:
первый хранится в МБДОУ «ДС №75» в
личном деле воспитанника, второй у родителей (законных представителей).
Заведующая МБДОУ «ДС №75» ______________________________
Ахмедова М.А.
Родители
(законные представители) __________________/_________________/
подпись (с расшифровкой)