Консультация для родителей "ВОСПИТАНИЕ СКАЗКОЙ"

03.10.2019

 

ВОСПИТАНИЕ СКАЗКОЙ

МБДОУ «ДС №75»

Валиева З.Р., учитель-логопед

 

Воспитание сказкой – один из самых древних методов воспитания детей. Через сказки наши предки передавали подрастающему поколению моральные нормы, традиции и обычаи, свой жизненный опыт и отношение к миру. Герои сказок были примером для ребёнка: на их опыте он учился тому, как нужно или нельзя поступать. Такой пример более понятен ребёнку, чем категоричное «Нельзя!».

Но для того, чтобы воспитание сказкой было эффективным, недостаточно просто рассказать ребёнку первую попавшуюся сказку. Сказку нужно подбирать в зависимости от возраста ребёнка, особенностей его характера. Скажем, до двух лет воспитание сказкой не имеет смысла – в таком нежном возрасте ребёнка вряд ли заинтересует сказка.

К восприятию сказки ребёнка нужно подводить постепенно, с младенчества, начиная с колыбельных и ритмичных стишков-прибауток. Чем младше ребёнок, тем проще должен быть сюжет сказки. В период с 2 до 3,5 лет хорошо идут классические детские сказки, на которых выросло не одно поколение детей: «Теремок», «Репка». Они хороши тем, что действие в них выстроено по принципу кумуляции – повтора. «Бабка за дедку, дедка за репку…». Так ребёнку легче ориентироваться в повествовании. Через некоторое время можно перейти к более длинным и содержательным сказкам: «Красная Шапочка», «Три поросёнка».  В этом возрасте ребёнку часто бывают более понятны именно сказки о животных. Мир взрослых кажется ребёнку слишком сложным, в нём много правил и ограничений. А сюжеты сказок о животных более доступны его пониманию.

В возрасте 2-3 лет лучше всего пойдут сказки о взаимовыручке, торжестве справедливости и правды над несправедливостью и обманом.Хочу такой сайт

В три года в лексиконе у ребёнка появляется слово «я», он начинает осознавать себя как личность. Ребёнок начинает отождествлять себя с главным героем сказки, так что подбирать нужно те сказки, в которых есть герой, с которым ребёнок мог бы себя ассоциировать. В этом же возрасте начинается процесс самоидентификации, поэтому пол главного героя должен совпадать с полом ребёнка – в противном случае ребёнок потеряет интерес к сказке, и воспитание сказкой будет неэффективным. Учтите, что главный герой сказки должен быть примером для подражания.

Для воспитания ребёнка 3-5 лет лучше подбирать сказки, в которых чётко видны, кто хороший, а кто – плохой. Ребёнок ещё не умеет различать нюансы и полутона. Стоит избегать сказок, в которых романтизируется образ жизни разбойника и т.п. – ребёнок может вынести из них не то, что вы ожидаете, и воспитание сказкой будет неэффективным. Старшим дошкольникам (5-6 лет) уже можно предлагать сказки литературные – книги Астрид Линдгрен, Памелы Трэверс.

Да мало ли хороших детских книг! Ребёнок уже не просто отождествляет себя с главными героями, а может проводить параллели между их и своим поведением: «А я бы на его месте сделал не так…». В этом возрасте воспитание сказкой помогает ребёнку понять, что в мире нет абсолютно плохих и абсолютно хороших людей: положительные герои могут ошибаться, а отрицательные совершать хорошие поступки (пусть и несознательно). Но не нужно торопиться с этим этапом: пока ребёнок чётко не усвоит из более простых сказок, что такое «хорошо» и что такое «плохо», он не сможет различать нюансы.

Чтобы воспитание сказкой принесло свои плоды, нужно не только подобрать правильно сказку, но и правильно её преподать: немного обсудить с ребёнком сказку, чтобы он смог понять её мораль. Только не навязывать её ребёнку, а позволить ему самому сделать выводы.

Хороший приём – придумать вместе с ребёнком сказку, в которой он будет главным героем. И фантазию разовьёте, и воспитательный эффект присутствует.

Воспитание сказкой – не единственная сфера применения детских сказок. Детские психологи и логопеды активно применяют сказкотерапию для детей,  для решения для решения психологических и речевых проблем.

                     

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(8722) 62-21-84, 8(929) 871-33-48, 8(963) 417-94-87

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».