Познавательное развитие
Парциальная образовательная программа «Математические ступеньки» и
учебно-методический комплект дополнены и переработаны в соответствии с
требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного
образования к структуре Программы, её объёму, условиям реализации и результатам
освоения. Содержание Программы ориентировано на развитие математических
способностей детей 3-7 лет, которое осуществляется в двух направлениях:
- систематизация и учёт математических знаний, полученных из разных
источников (игра, общение и т.д.);
- организация работы с детьми по освоению содержания Программы.
В ходе реализации Программы предусматривается совместная деятельность
взрослых и детей в процессе занятий (познавательно-исследовательской
деятельности), игры, общения, самостоятельной деятельности, которые организуют
взрослые, сопровождает и поддерживает.
Содержание Программы отражает
одно из направлений образовательной деятельности в области «Познавательное развитие» и включает не только работу
по формированию первичных
представлений о количестве, числе, форме, размере,
пространстве и времени,
но и предполагает развитие интересов детей, любознательности и
познавательной мотивации, формирование предпосылок к учебной деятельности.
Методика реализации Программы с помощью учебно-методического комплекта
способствует формированию у детей основных математических понятий,
зависимостей, отношений и действий, овладению математической терминологией.
Освоение Программы поможет ребёнку достичь необходимого уровня в
понимании и использовании математических представлений для успешного получения
общего начального образования.
Содержание Программы реализуется в различных видах деятельности: игре,
общении, занятиях - как основной
механизм развития ребёнка (ФГОС ДО).
Программа может быть использована в части, формируемой сторонами
образовательных отношений, с учётом образовательных потребностей, интересов и
мотивов детей, а также возможностей педагогического коллектива, сложившимися
традициями Организации или Группы (ФГОС ДО).
Цель программы: Приобщение к математическим знаниям, накопленным человеком, с учётом возрастных особенностей детей 3-7 лет в соответствии с требованием стандарта.
Задачи программы:
- раскрывать основные направления математического развития детей 3-7 лет;
-
создавать благоприятные условия для формирования математических представлений, теоретического мышления,
развития математических способностей;
-
вводить ребёнка в
мир математики через решение проблемно - поисковых задач, ознакомление с
окружающим миром, игровую деятельность, художественное слово,
экспериментирование, с помощью проектного метода;
-
формировать основы математической культуры (систематический
и целенаправленный процесс
освоение ребёнком математической культуры, необходимой ему для успешной
социальной адаптации);
-
формировать предпосылки к учебной деятельности, которые позволят успешно освоить школьную программу;
-
способствовать умственному развитию
ребёнка, развивать психические процессы (внимание, память, мышление), потребность активно мыслить;
-
развивать логические формы мышления, приёмы умственной
деятельности (анализ, синтез,
сравнение, обобщение, классификацию,
моделирование);
-
учить применять полученные знания в разных видах деятельности (игре, общении и др.);
-
формировать графические и конструктивные умения и навыки (плоскостное моделирование);
-
воспитывать инициативность,
самостоятельность;
-
обеспечивать возможность
непрерывного обучения в условиях образовательной организации; вариативность и разнообразие содержания Программы и форм её усвоения;
-
повышать компетентность педагогов, родителей в вопросах математического развития ребёнка.
Эти задачи решаются
комплексно как на занятиях по формированию математических представлений, так и в процессе организации разных видов деятельности.
Планируемые результаты программы (целевые ориентиры)
Целевые ориентиры - социально - нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка, выступающие основателями
преемственности дошкольного и начального общего школьного
образования.
В соответствии с целевыми ориентирами
после освоения Программы ребёнок:
- проявлять
инициативу, самостоятельность в общении, игре, познавательно
- исследовательской деятельности;
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;
- адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя;
- связно и громко выражает свои мысли;
- осуществляет волевые усилия для
достижения поставленной цели;
- проявляет любознательность;
- интересуется причинно-следственными
связями;
- обладает элементарными представлениями в области математики;
- принимает собственные решения, опираясь на свои знания и умения.
Планируемые результаты имеются в конце
каждого возрастного этапа обучения и представляют собой достижения ребёнка,
которые являются ориентирами в деятельности взрослых,
направленной на достижение установленной образовательной цели.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы Программа
предназначена для детей дошкольного возраста
3 - 7 года жизни.
Сроки
реализации парциальной программы рассчитан на один учебный год Формы и режим
занятий Форма занятий
групповая.
Учебная нагрузка соответствует гигиеническим требованиям для детей дошкольного возраста и составляет:
- младшая гpyппa
(3-4 года) – 10
мин;
- средняя гpyппa
(4-5 лет) - 15
мин;
- старшая гpyппa
(5-6 лет) - 25 мин;
- подготовительная к школе гpyппa
(6-7 лет) - 30
мин.