Речевое развитие
Общение со взрослыми
и сверстниками является
неотъемлемым компонентом других
видов детской деятельности (игры,
труда, продуктивной деятельности и др.), так и самостоятельной деятельностью детей дошкольного возраста.
При этом речь выступает одним из важнейших средств коммуникации и проявляется в дошкольном
возрасте, прежде всего в диалогах и полилогах, в которых говорящие обмениваются мыслями, ставят уточняющие вопросы друг другу, обсуждая предмет разговора. Постепенное
совершенствование и усложнение содержания и формы диалога и полилога позволяет включать в них сначала элементы,
а затем и полноценные монологи описательного и повествовательного
характера, а также элементы рассуждений.
Развитие диалогической, полилогической и
монологической речи требует формирование следующих составляющих:
- собственно речи (ее фонетико-фонематического и лексико-грамматического компонента);
- речевого этикета
(элементарные нормы и правила вступления в разговор, поддержания и завершения общения);
- невербальных средств (адекватное использование мимики и жестов).
Коммуникация, речь как главное средство и условие
реализации содержания Программы наиболее полно соответствует основным моделям организации образовательного процесса (совместной
деятельности взрослого и детей и
самостоятельной деятельности детей).
Художественная литература, являясь видом искусства, выполняет эстетическую и этическую
функции образования
детей дошкольного возраста, что, безусловно, способствует интеграции данной
области с направлением
«Художественно-эстетическое развитие».
Однако особенности восприятия детьми художественного текста
таковы, что с помощью книги ребенок в первую
очередь раскрывает мир во всех его взаимосвязях и взаимозависимостях, начинает
больше и лучше понимать жизнь и людей, переживая и проживая прочитанное. Главная
миссия области - воспитание в ребенке читателя, который «начинается» в
дошкольном детстве. Процесс общения с книгой
является определяющим в интеллектуальном и личностном
(в том числе мировоззренческом) становлении человека, в его способности к самореализации, в сохранении и передачи
опыта, накопленного человечеством.
При оформлении круга детского чтения педагогам и
родителям рекомендуется в первую очередь
руководствоваться принципом разностороннего развития ребенка (коммуникативно- личностного,
познавательно-речевого, художественно-эстетического), так как подбор художественной литературы в соответствии
с прикладными принципами (по жанрам,
периодам, писателям) ориентирован в большей степени на изучение
литературы или литературное образование детей.
Условия эффективности организации процесса чтения:
- (ежедневное чтение);
- выразительность и организация
чтения как совместной деятельности взрослого и детей (не в рамках
регламентированного занятия).
Критерий эффективности -
радость детей при встрече с книгой,
чтение ее с непосредственным интересом и увлечением.