Физическое развитие
Рабочая
программа по образовательной области «Физическое развитие» разработана в
соответствии с ООП ДО МБДОУ «ДС №75».
Рабочая
программа по развитию детей обеспечивает разностороннее развитие детей в
возрасте от 3 до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.
За
основу рабочей программы взяты методические рекомендации Л. И. Пензулаевой
«Физкультурные занятия в детском саду», они не противоречат с задачами основной
образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией
Н.Е.Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, в которой прописан раздел по
физическому воспитанию детей и приобщения их к здоровому образу жизни.
Реализуемая
программа строится на принципе личностно-развивающего и гуманистического
характера взаимодействия взрослого с детьми.
Содержание
образовательной области «Физическое развитие» включает приобретение опыта в
следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с
выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как
координация и гибкость; способствующих правильному формированию
опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации
движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не
наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие
прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о
некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление
целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей
здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в
питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и
др.).
Программа
разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами,
регламентирующими функционирование системы дошкольного образования в РФ:
•
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
•
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
•
Комментарии Минобрнауки России к ФГОС дошкольного образования от 28.02.2014№
08-249;
•
Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного
образования»;
• Санитарные
правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
орга-низациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи";
Санитарно-эпидемиологические
правила и нормы СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические
требования к организации общественного питания населения";
Санитарные
правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требова-ния
к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обита-ния";
• Устав
учреждения.
Рабочая
программа является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию,
изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.
Цели
и задачи реализации Программы
Основные
цели и задачи:
• Формирование
начальных представлений о здоровом образе жизни:
-
Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни.
• Физическая
культура:
-
Сохранение, укрепление и охрана здоровья детей; повышение умственной и
физической работоспособности, предупреждение утомления.
-
Обеспечение гармоничного физического развития, совершенствование умений и
навыков в основных видах движений, воспитание красоты, грациозности,
выразительности движений, формирование правильной осанки.
-
Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности. Развитие
инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности,
способности к самоконтролю, самооценке при выполнении движений.
-
Развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и физических
упражнениях, активности в самостоятельной двигательной деятельности; интереса и
любви к спорту.
Принципы
и подходы к формированию Программы
• Принципы
к формированию Программы:
-
совместная с семьей забота о сохранении и формировании психического и
физического здоровья детей;
-
полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение (амплификация)
детского развития;
-
учет индивидуально-психологических и личностных особенностей ребенка (типа
высшей нервной деятельности, преобладающего вида темперамента; особенностей
восприятия, памяти, мышления; наличия способностей и интересов, мотивов
деятельности; статуса в коллективе, активности ребенка и т.д.);
-
целенаправленное содействие духовному и физическому развитию и саморазвитию
всех участников образовательных отношений;
-
содействие и сотрудничество детей и взрослых (педагогов, родителей), признание
ребенка полноценным участником образовательных отношений;
-
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности (игровой,
коммуникативной, познавательно-исследовательской, изобразительной, музыкальной
и др.);
-
приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и
государства;
-
формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в
различных видах деятельности;
-
возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий,
требований, методов возрасту и особенностям развития);
-
учет этнокультурной ситуации развития детей;
-
построение партнерских взаимоотношений с семьей;
-
обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования.
• Планируемые
результаты освоения Программы
Специфика
дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс
вариантов развития, его непосредственность и непроизвольность), а также
системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня
дошкольного образования в РФ, отсутствие возможности вменения ребенку
какой-либо ответственности за результат) обуславливают необходимость
определения результатов освоения Программы в виде целевых ориентиров,
представляющих собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка.
Целевые
ориентиры, обозначенные в ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного
пространства Российской Федерации. Целевые ориентиры, представленные в
Программе базируются на ФГОС ДО и одновременно учитывают ее отличительные
особенности и приоритеты. Также как и в ФГОС ДО, целевые ориентиры в Программе
представлены к началу дошкольного возраста (к 3 годам) и к завершению
дошкольного образования (к 7 годам). В той части, которая совпадает с ФГОС ДО,
ориентиры даются по тексту соответствующего документа.
Представленные
в Программе целевые ориентиры помогут определиться, в каком направлении «вести»
развитие детей, как спроектировать индивидуальный образовательный маршрут
каждого ребенка.
Целевые
ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего
образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы
настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного
возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного
образования.
Младшая
группа
•
Умение ходить прямо, не шаркая ногами, сохраняя заданное взрослым направление;
выполнять задания взрослого: остановиться, присесть, повернуться.
•
Умение бегать, сохраняя равновесие, изменяя направление, соблюдать темп бега в
соответствии с указанием взрослого.
•
Умение сохранять равновесие при ходьбе и беге по ограниченной плоскости, перешагивая
через предметы.
•
Умение ползать на четвереньках, лазать по лесенке-стремянке, гимнастической
стенке произвольным способом.
•
Умение энергично отталкиваться в прыжках на двух ногах, прыгать в длину с места
не менее чем на 40 см.
•
Умение катать мяч в заданном направлении с расстояния 1,5 м, бросать мяч двумя
руками от груди, из-за головы; ударять мячом об пол, бросать его вверх 2-3 раза
подряд и ловить; метать предметы правой и левой рукой на расстояние не менее 5
м.
•
Умение выполнять движения, проявляя элементы творчества и фантазии.
Средняя
группа
•
Умение ходить и бегать, соблюдая правильную технику движений.
•
Умение лазать по гимнастической стенке, не пропуская реек, перелезая с одного
пролета на другой; ползать разными способами: опираясь на кисти рук, колени и
пальцы ног, на стопы и ладони; на животе, подтягиваясь руками.
•
Умение принимать правильное исходное положение в прыжках с места, мягко
приземляться, прыгать в длину с места на расстояние не менее 70 см.
•
Умение ловить мяч кистями рук с расстояния до 1,5 м; принимать правильное
исходное положение при метании, метать предметы разными способами правой и
левой рукой; отбивать мяч о землю (пол) не менее пяти раз подряд.
•
Умение выполнять упражнения на статическое и динамическое равновесие.
•
Умение строиться в колонну по одному, парами, в круг, шеренгу.
•
Умение скользить самостоятельно по ледяным дорожкам (длина 5 м).
•
Умение ориентироваться в пространстве, находить левую и правую сторону.
•
Умение придумывать варианты подвижных игр, самостоятельно и творчески выполнять
движения.
•
Умение выполнять имитационные упражнения, демонстрируя красоту,
выразительность, грациозность, пластичность движений.
Старшая
группа
•
Умение ходить и бегать легко, ритмично, сохраняя правильную осанку, направление
и темп.
•
Умение лазать по гимнастической стенке (высота 2,5 м) с изменением темпа.
•
Умение прыгать на мягкое покрытие (высота 20 см), прыгать в обозначенное место
с высоты 30 см, прыгать в длину с места (не менее 80 см), с разбега (не менее
100 см); в высоту с разбега (не менее 40 см); прыгать через короткую и длинную
скакалку.
•
Умение метать предметы правой и левой рукой на расстояние 33-34 м, сочетать
замах с броском, бросать мяч вверх, о землю и ловить его одной рукой, отбивать
мяч на месте не менее 10 раз, в ходьбе (расстояние 6 м), владеть школой мяча.
•
Умение выполнять упражнения на статическое и динамическое равновесие.
•
Умение перестраиваться в колонну по трое, четверо; равняться, размыкаться в
колонне, шеренге; выполнять повороты направо, налево, кругом.
•
Знания исходного положения, последовательности выполнения общеразвивающих
упражнений, понимания их оздоровительного значения.
•
Умение скользить по ледяным дорожкам, выполняя задание.
•
Участие в упражнениях с элементами спортивных игр: городки, бадминтон, футбол,
хоккей.
•
Умение самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры, придумывать с
помощью взрослого игры на заданные сюжеты.
•
Развитие творчества в двигательной деятельности, формирование умения
варьировать упражнения и игры, придумывать и выполнять имитационные и не
имитационные упражнения, демонстрируя красоту, грациозность, выразительность,
пластичность движений.
Подготовительная
группа
•
Умение выполнять правильно все виды основных движений (ходьба, бег, прыжки,
метание, лазанье).
•
Умение прыгать на мягкое покрытие с высоты до 40 см, мягко приземляться;
прыгать в длину с места на расстояние не менее 100 см, с разбега - 180 см, в
высоту с разбега - не менее 50 см; прыгать через короткую и длинную скакалку разными
способами.
•
Умение перебрасывать набивные мячи (вес 1 кг), бросать предметы в цель из
разных исходных положений, попадать в вертикальную и горизонтальную цель с
расстояния 4-5 м, метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5-12 м,
метать предметы в движущуюся цель; владеть школой мяча.
•
Умение перестраиваться в 3-4 колонны, в 2-3 круга на ходу, в две шеренги после
расчета на первый-второй, соблюдать интервалы во время передвижения.
•
Умение выполнять физические упражнения из разных исходных положений четко и
ритмично, в заданном темпе, под музыку, по словесной инструкции.
•
Умение сохранять правильную осанку.
•
Активное участие в играх с элементами спорта (городки, бадминтон, баскетбол,
футбол, хоккей, настольный теннис).
•
Умение проявлять дисциплинированность, выдержку, самостоятельность и творчество
в двигательной деятельности, демонстрировать красоту, грациозность,
выразительность движений.