Логопедическая работа
В содержании логопедических программ учтены общие и
специфические особенности психического развития детей дошкольного
возраста, новые вариативные формы организации ранней коррекции отклонений речевого развития, а
также необходимость взаимодействия целей и задач дифференцированного и
интегрированного обучения и воспитания детей с разными проявлениями речевой
патологии.
В программах реализованы в соответствии с этиопатогенетической симптоматикой речевого нарушения следующие
принципы дошкольной коррекционной педагогики:
•
принцип
развивающего обучения (формирование «зоны ближайшего развития»);
•
принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;
•
принцип генетический, раскрывающий общие закономерности
развития детской речи применительно к разным вариантам
речевого дизонтогенеза;
•
принцип коррекции и компенсации, позволяющий определить адресные
логопедические технологии в зависимости от структуры и выраженности речевого нарушения;
•
деятельностный принцип,
определяющий ведущую деятельность, стимулирующую психическое и личностное развитие ребенка с
отклонением в речи.
В структуре сборника представлены четыре программы,
направленные на устранение фонетико-фонематического недоразвития, общего недоразвития
речи, заикания и нарушения речевого развития, осложненного
двуязычием. Каждую программу сопровождает пояснительная записка и приложение, которое дано в конце сборника.
«Программа логопедической работы
по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» предназначена для дошкольников старшей
и подготовительной группы. Содержание первой части «Логопедическая работа по преодолению фонетико- фонематического недоразвития у детей в старшей группе»
представляет коррекционно- развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем языка, интенсивное
развитие фонематического восприятия,
подготовку к овладению элементарными
навыками письма и чтения.
Логопедическими приемами исправляется произношение звуков или уточняется их артикуляция. Специальное время отводится на развитие полноценного фонематического восприятия, слуховой памяти, анализа
и синтеза звукового состава
речи. Система упражнений в звуковом анализе
и синтезе с опорой на четкие кинестетические
и слуховые ощущения помогает решить
две задачи
нормализовать процесс фонемообразования и подготовить детей к
овладению элементарными навыками
письма и чтения. Реализация данных задач обеспечивает интеграцию дошкольников в общеобразовательное дошкольное
учреждение.
Во второй части программы «Логопедическая работа по
преодолению фонетико- фонематического недоразвития
у детей в подготовительной группе»
внимание специалистов также акцентируется
на отклонениях в развитии
фонематического восприятия дошкольников и недостатках
произносительной стороны речи. Дети за период пребывания в подготовительной
группе специализированного учреждения должны овладеть тем объемом знаний, умений
и навыков, который определен как настоящей программой,
так и программой общего типа, чтобы быть полностью готовыми к
обучению в общеобразовательной школе.
Программа включает такие разделы, как «Формирование произношения» и «Формирование элементарных навыков письма
и чтения», разработанные с учетом имеющихся
у дошкольников отклонений в речевой деятельности. Принципиальным является выделение специального
пропедевтического периода, направленного на воспитание правильного произношения
в сочетании с интенсивным формированием речезвукового анализа и синтеза,
который предшествует овладению детьми элементарными навыками письма и чтения.
Выделен также период формирования элементарных навыков
письма и чтения, органически связанный с процессом нормализации звуковой
стороны речи во всех ее аспектах (правильное произношение звуков, орфоэпически
правильная речь, дикция, культура речевого общения).
Общая цель коррекционно-развивающей программы — освоение
детьми коммуникативной функции языка
в соответствии с возрастными
нормативами.
Ядром программы является работа, направленная на осознание
детьми взаимосвязи между содержательной, смысловой стороной речи и средствами
ее выражения на основе усвоения основных языковых единиц: текста, предложения,
слова. В связи с этим рекомендуется активное употребление языка в специально
организованных речевых ситуациях с учетом скорригированных звуковых средств и развивающегося
фонематического восприятия. Соблюдение данных условий создаст надежную базу для
выработки навыков чтения, письма и правописания.
Структурирование содержания программы осуществлялось на
основе тщательного изучения речевой деятельности детей 6-7 лет с ФФН,
выделения ведущей недостаточности в
структуре речевого нарушения при разных речевых аномалиях. Авторами программы являются. Т.Б.
Филичева, Г.В. Чиркина.
В «Программе логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» освещаются
основные этапы коррекционно-логопедической работы в средней, старшей и
подготовительной группах детского сада. В пояснительной записке данной
программы приводятся характеристики детей, раскрывается организация
коррекционно- развивающего процесса, рекомендуется речевой материал. В
программах представлены результаты многолетних экспериментальных исследований авторов в тесном содружестве
с логопедами-практиками.
Данная программа содержит четыре части:
•
«Логопедическая работа с
детьми I уровня речевого развития».
Авторы: Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова.
•
«Логопедическая работа с детьми II
уровня речевого развития».
Авторы: Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова.
•
«Логопедическая работа с детьми III уровня речевого развития».
Авторы: Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина.
•
«Логопедическая работа с детьми IV уровня речевого развития». Авторы: Т.Б.
Филичева, Т.В. Туманова.
В сборник включена
«Программа логопедическои работы с
заикающимися детьми». В исследованиях Р. Е. Левиной по проблеме
заикания была теоретически обоснована идея развития коммуникативной функции
речи у заикающихся дошкольников. В связи с этим Н. А. Чевелевой
была разработана методическая система устранения заикания на основе
постепенного перехода от ситуативной
речи в условиях наглядности к контекстной речи без наглядной опоры.
В рамках данного подхода С. А. Мироновой создана программа
обучения и воспитания заикающихся дошкольников,
в которой реализованы общеобразовательные
и коррекционные задачи.
Особенность этой системы состоит в том, что речь детей формируется как
произвольная деятельность с использованием дидактических приемов, устраняющих
трудности коммуникативного процесса. Доказано, что заикающимся дошкольникам в
конкретной наглядной ситуации уже на первых
занятиях доступна самостоятельная речь
без заикания. Постепенное нарастание сложности самостоятельной речи
определяется прежде всего предметом общения, уменьшением наглядного содержания
речи и включением элементов контекстности.
Эти положения отражены в программе, которая на практике
доказала свою эффективность в плане решения задач, определяемых программой
общего типа, и коррекционных, направленных на обучение детей навыкам
пользования связной речью, свободной от заикания. В то же время не исключается
применение логопедических приемов
нормализации голоса, дыхания и других специфических отклонений, свойственных
заикающимся дошкольникам.
Система коррекционно-развивающего воздействия по преодолению
заикания у дошкольников реализуется в процессе изучения типовой программы
детского сада. В целях коррекции
нарушения использованы такие разделы, как «Развитие речи», «Ознакомление с
окружающим миром» и частично другие, а также дидактические игры и режимные моменты. Последовательность изучения
отдельных тем в коррекционно-развивающей программе изменена с учетом состояния
речевых навыков заикающихся детей и специфических требований к их речи. Автор программы С. А. Миронова.
«Программа логопедической работы с детьми,
овладевающими русским (неродным)
языком» предназначена для воспитания и
обучения иноязычных детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием и общим недоразвитием речи.
Процессы миграции привели к значительному увеличению
численности в дошкольных образовательных учреждениях детей, для которых русский
язык является неродным. При отсутствии нормативных документов,
коррекционно-развивающих программ,
методических разработок эти дети обучаются по общеобразовательным программам.
Для речевого развития данной категории дошкольников характерны трудности в
усвоении русской фонетики, аграмматизм
в связных высказываниях и другие недочеты,
обусловленные прежде всего ограниченной речевой практикой в сфере
русского языка, двуязычием в общении с родителями, приводящим к интерференции разных языковых систем.
На основе этих особенностей детей часто зачисляют в
логопедические детские сады в целях интенсивного усвоения русского языка.
Использование логопедами коррекционно- развивающих технологий не приносит
желаемого результата, так как они рассчитаны на принципиально иную категорию
детей. Однако многие основные научные положения, а также частные приемы постановки
и автоматизации звуков и приемы, развивающие фонематическое восприятие являются
продуктивными для уточнения произношения, развития импрессивной и экспрессивной речи детей с неродным
русским языком.
В то же время объективно существует категория дошкольников с
неродным русским языком, у которых обнаруживаются специфические дефекты речи
органического и функционального происхождения. Сочетания таких нарушений, как
ринолалия, алалия, дизартрия, заикание с проявлениями межъязыковой
интерференции в речи детей создают объективные трудности диагностики и выбора
коррекционного воздействия.
С учетом специфики недоразвития устной речи детей,
овладевающих русским (неродным) языком, разработана программа коррекции и
развития речи иноязычных дошкольников 5-7 лет.
В ней реализован важнейший принцип овладения лексико-грамматической системой коммуникативная
направленность, а также выделены основные разделы работы по нормализации
фонетической и просодической стороны речи, обогащению лексики, практическому
овладению грамматическим строем речи детьми с первичным речевым недоразвитием. Авторами
программы являются. Г. В. Чиркина, А. В. Лагутина.
В новых программах, впервые публикуемых в настоящем
сборнике, раскрыты более широкие, вариативные возможности для формирования коммуникативных
способностей, речевого и общего психического развития ребенка дошкольного
возраста, что, в свою очередь, будет способствовать его успешной социализации.
Представлены итоговые показатели продвижения в речевом развитии детей в каждой части программ. В то же время в содержании программного
материала сохраняется преемственность с первоначальными
программно-методическими разработками в аспекте реализации основных,
проверенных многолетней практикой, направлений и технологий
коррекционно-логопедического воздействия на нарушенные звенья речевой системы.
Программы адресованы педагогическим коллективам дошкольных
образовательных учреждений, реализующим задачи коррекции различных нарушений
речи.
Автор-составитель сборника: Г. В. Чиркина.